ПРОРЫВ
14—28 февраля
Кинокуратор: Сергей Анашкин
Программа «Прорыв» фокусирует внимание зрителя на якутском кинематографе середины прошлого десятилетия.

Якутское кино — самобытный очаг российского этнического кино, «малая индустрия», парадоксальным образом, сочетающая стабильность и динамичность. Возникло оно в середине восьмидесятых годов. На статус «первого якутского фильма» претендуют два опуса — короткометражка Алексея Романова «Маппа» и телефильм Анатолия Васильева «Старая Игрушка», снятые в 1986. Первый этап становления кинематографа Республики Саха пришелся на девяностые годы. Указом Президента Республики Михаила Николаева в 1992 году была учреждена национальная студия «Саха-фильм», функционирующая доныне. Характерной особенностью начального периода развития локального кинематографа стало преобладание просветительских установок над коммерческими задачами — что было обусловлено как идеологической ситуацией, так и экономическими факторами. Ставка была сделана на экранизации малой прозы классиков местной литературы. Национальное кино было призвано внести свою лепту в процесс национального строительства (самоопределения народа саха, обретения «ментальной автономии», поиска своего места в культурном пространстве новой, постсоветской России).

Наиболее заметные фильмы перовой половины 2000-х годов были сделаны выпускниками Высших курсов сценаристов и режиссеров — Никитой Аржаковым и Вячеславом Семеновым. В 2004 году в кинотеатре «Центральный» состоялась премьера первого независимого якутского фильма «Любовь моя» (реж. Сергей Потапов). Кассовый успех этой картины стимулировал появление частных компаний. Во второй половине десятилетия сложился актуальный доныне жанровый репертуар национального кинематографа, утвердилась его основная экономическая модель. Прочим жанрам публика предпочла мелодрамы, комедии и фильмы ужасов.

В основе экономической модели якутского кино лежал здравый расчет: количество потенциальных зрителей ограничено размером популяции самого народа саха (480 тысяч, согласно переписи 2010 года), затраты на проект должны быть разумными, иначе прокат не принесет ожидаемого дохода. Стандартный бюджет якутских картин второй половины 2000-х — первой половины 2010-х составлял от одного до трех миллионов рублей. Немаловажным фактором, повлиявшим на бум якутского кинематографа, была специфика местного кинопроката. Кинотеатры республики, возродившиеся после кризиса девяностых, сохранили независимость от крупных московских компаний, а потому были вправе самостоятельно строить репертуар.

Большая часть режиссеров не имела профильного образования (в лучшем случае они окончили театральный вуз). Экономическая модель определила границы их режиссерской свободы. Кинематографист имеет возможность раскрыть собственную индивидуальность в рамках сформировавшегося канона. Но европейская концепция «всевластия автора» долго не приживалась в Якутии: фильм обязан оправдывать ожидания местной публики, иначе он не окупит себя.

Этап возмужания, обретения самобытности растянулся примерно на десять лет (середина 2000-х — середина 2010-х). Судьбоносные перемены произошли в 2015—2016 годах. Якутские фильмы пробились на российские фестивали («Движение» Омск, Казанский международный фестиваль мусульманского кино, кинофестиваль в Выборге), в Сеульской синематеке была представлена первая зарубежная ретроспектива фильмов из республики Саха.

Местный кинематограф стал осознаваться — за пределами Якутии — как самобытный культурный феномен. Что повлияло на его дальнейшую фестивальную судьбу — со временем якутские режиссеры соберут солидную коллекцию фестивальных призов («Кинотавр», «Киношок», Выборг, Московский международный кинофестиваль, Карловы-Вары).

В середине прошлого десятилетия происходила смена поколений и смена творческих лидеров. Сергей Потапов снял свой последний (на данный момент) полнометражный фильм «Бог Дъесегей». В режиссуру пришла генерация новых авторов (Дмитрий Давыдов, Татьяна Эверстова, Алексей Амбросьев-мл, Прокопий Бурцев, Степан Бурнашев, Костас Марсан (Константин Данилов).

Именно в этот момент часть якутских киношников пошла на разрыв с «островным мышлением», переориентировавшись с внутренней аудитории на внешнюю. Это движение вовне (отказ от изоляционистской позиции) парадоксальным образом объединило представителей противоположных лагерей: коммерческого и авторского кино. Их фильмы в силу своей специфики не могли окупиться в локальном прокате. Стали усложняться сюжеты картин, появились неоднозначные персонажи.

Середина прошлого десятилетия — переломный момент в истории якутского кино. Оно вступило в пору творческой зрелости, получило признание за пределами региона, из узколокального феномена превратилось в значимый факт многонациональной культуры РФ.


Сергей Анашкин — автор многочисленных статей, опубликованных в журналах «Искусство кино», «Премьер», «Кинофорум», «Сеанс», в популярных изданиях, энциклопедиях и научных сборниках, на англоязычном сайте KinoKultura. Член Союза кинематографистов РФ и международной организации NETPAC (Сеть по продвижению азиатского кино). Сфера интересов — современный азиатский кинематограф. Специалист по этническому кино восточных регионов России. Автор книги «О фильмах дальней и ближней Азии» (М. Издательство НЛО, 2015). Редактор-составитель сборника Sakha: The Word of Mysterious Nature and Myth («Саха: мир таинств природы и мифа». 2017), изданного на английском и корейском языках к ретроспективе якутских фильмов на кинофестивале в Пусане. Окончил киноведческий факультет ВГИКа (1989). Награжден Грамотой правительства Республики Саха (Якутия) и Специальным призом Якутского международного кинофестиваля (2016) за вклад в развитие и пропаганду якутского кинематографа. Премия «Слон» Гильдии кинокритиков России в разделе «лучшие статьи» (2005), дипломы гильдии за книги в разделах «история кино» (2016) и «популяризация регионального кинематографа» (2018). Преподавал историю кино в Российском Профессионально-Педагогическом Университете, Екатеринбург (2013—2016). Был членом отборочных комиссий Казанского международного фестиваля мусульманского кино, Чебоксарского международного кинофестиваля, Международного фестиваля-практикума киношкол «Кинопроба» (Екатеринбург), фестиваля «Киношок» (Анапа).
22 февраля в 18:00 по якутскому времени Сергей Анашкин проведет дискуссию на тему «Cередина 2010-х годов — время прорыва для якутского кинематографа. Как это произошло?». В дискуссии примут участие кинокритик Гульнара Абикеева, продюсеры Сардана Саввина и Нина Кочеляева, режиссеры Владимир Мункуев, Степан Бурнашев и Любовь Борисова. Зарегистрироваться для участия в дискуссии можно по ссылке

Беглый

реж. Степан Бурнашев
Россия. 2014. 77 мин.

______________________________________________________________________


Триллер. Трое беглых преступников оставляют за собой кровавый след. Они не друзья, а соперники. Кому из троих посчастливится выжить в суровой тайге?

Бог Дъесегей

реж. Сергей Потапов
Россия. 2015. 58 мин.

______________________________________________________________________


Документально-игровой фильм. Сюжет возникает из совмещения трех смысловых пластов: на хронику конкретного события (праздник летнего солнцестояния Ысыах 2013 года) накладывается придуманная история - о встрече парня и девушки, о зарождении их любви, житейская фабула, в свою очередь, обрастает мифологическими подтекстами (юноша-пастух уподоблен благому божеству коней Дъесегею).

Неразгаданная любовь,

реж. Михаил Лукачевский
Россия. 2015. 91 мин.

______________________________________________________________________


Документально-игровой фильм. Молодая певица, готовясь к концерту, пытается глубже постигнуть наследие и натуру отца. Родичи и друзья покойного рок-музыканта Степана Семенова играют самих себя.

Заблудившиеся

реж. Алексей Амбросьев-мл.
Россия. 2015. 104 мин.

______________________________________________________________________


Драма о выживании в экстремальных условиях. Два малознакомых парня заблудились в тайге. Чтобы выжить им необходимо научиться ладить друг с другом.

Мой убийца

реж. Костас Марсан.
Россия. 2016. 103 мин.

______________________________________________________________________


Детектив. Молодой оперативник расследует убийство. Выясняется, что бытовое на первый взгляд, преступление связано с большими деньгами. «Шальное богатство» губит души людей, заражая их алчностью и коварством.

Его дочь

реж. Татьяна Эверстова
Россия. 2016. 97 мин.

______________________________________________________________________


Автобиографическая драма. Первоклассница Таня живет в дальней якутской деревне. Девочка скучает по умершему отцу, постоянно ведет мысленный диалог с ним.

Костер на ветру

реж. Дмитрий Давыдов
Россия. 2016. 85 мин

______________________________________________________________________


Психологическая драма. Два старика похоронили своих сыновей. Один пытается дожить век по совести, находит успокоение в помощи беспризорному пареньку. Другой одержим ненавистью, оправдание существования – кровная месть.